ТОМСК, 11 янв – РИА Томск, Елена Тайлашева. «Зимний» беспилотник начали собирать в Томске, в конце февраля пройдут первые пробные испытания на улице. В середине декабря 2019 года автомобиль без водителя уже должен будет уверенно проехать 50 километров по загородной трассе и городским пробкам. Почему именно в Томске может появиться первый в мире подобный успешный проект – в материале РИА Томск.
Стимул объединиться
Беспилотные автомобили, которые передвигаются, ориентируясь на разметку и дорожные знаки, постепенно становятся привычным делом – в Америке, Европе, Китае они наездили миллионы километров и показывают хорошую статистику по безаварийности. Но «зимних» автомобилей, которые могли бы двигаться в условиях, скажем, сильных снегопадов и обледеневшей трассы (то есть в отсутствие четких визуальных ориентиров) в мире нет.
Проблему активно пытаются решить, в том числе, в России: в прошлом году РВК, фонд «Сколково» и АСИ объявили технологических конкурс «Зимний город», участникам которого было предложено разработать беспилотный автомобиль для передвижения по зимним дорогам.
Заявки на него подали 27 команд, в том числе – томская. Она представлена альянсом «Техническое зрение», в который входит 15 компаний (альянс, в свою очередь, входит в томский кластер SMART Technologies).
«(Конкурсная) задача – проехать на беспилотном автомобиле 50 километров по зимней трассе, включающей участок езды непосредственно по городу, по пробкам. В конце февраля пройдут квалификационные заезды в Подмосковье, где мы должны показать, что автомобиль дееспособный, умеет двигаться без ручного управления. В середине декабря состоится финал в Москве», – рассказал журналистам руководитель альянса Виктор Ширшин.
Призовой фонд конкурса – 175 миллионов рублей, впрочем, по оценкам проректора Томского госуниверситета Константина Белякова (ТГУ – один из участников альянса), совокупные вложения компаний в разработку автомобиля будут сильно больше. Это как раз тот случай, когда главное – участие:
«Оно стало для нас стимулом объединить усилия, ведь достичь успеха по отдельности очень сложно (и неимоверно дорого). В рамках альянса мы можем пользоваться готовыми наработками разных технологических компаний, которые будут дополнять друг друга и работать на общую цель», – сказал Беляков.
Органы беспилотных чувств
Именно богатый опыт компаний альянса в разных направлениях может сделать проект успешным. Так, научно-производственная фирма «Мехатроника-Про» участвовала в создании беспилотного электробуса «КамАЗ 1221 Шатл», презентованного в Казани накануне чемпионата мира по футболу – 2018: томичи разработали для него электропривод для рулевой рейки.
«В рамках проекта (по разработке «зимнего» беспилотника) мы будем заниматься вопросами, связанными с рулевым управлением, управлением скоростью движения и тормозной системой. Комплектующие будут по максимуму российские, а решение будет не хуже западных аналогов», – уверен замдиректора по продвижению НПФ «Мехатроника-Про» Ринат Исмаилов.
За техническое зрение будет отвечать томская компания «Попков Роботикс» – один из мировых лидеров по созданию образовательных робототехнических конструкторов с техническим зрением.
Ее машинки отлично распознают знаки, разметку, дорожные препятствия, анализируя 20-30 параметров одновременно. Да, они маленькие и ездят с максимальной скоростью пять километров в час, «разогнать» реальную технику до 60 километров в час – задача очень сложная. Но, как говорит представитель компании Анатолий Попков, технически решаемая.